115 форма отчетности ЦБ

Содержание

О ежемесячной отчетности некредитных финансовых организаций в Банк России

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит 23 сентября 2016 г. 11:26 E-mail Об авторе статьи Архив

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ

Прошел целый год, как вступило в силу Указание Банка России от 09.07.2015 №3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» (далее – Указание №3719-У) согласно которому некредитные финансовые организации (далее – НФО) обязаны с 1 сентября 2015 г. обязаны сдавать ежемесячную отчетность о своих наличных и безналичных операциях в Банк России. Предлагаем рассмотреть в данной статье основные вопросы по составлению указанной отчетности.

Однако необходимо отметить, что не все НФО обязаны направлять указанную отчетность в ЦБ РФ. Указания №3719-У распространяется на следующие некредитные финансовые организации:

1. управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда,

2. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),

3. страховые брокеры,

4. общества взаимного страхования,

5. негосударственные пенсионные фонды,

6. микрофинансовые организации,

7. кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,

8. ломбарды

Следует обратить внимание на одно совпадение. Вышеперечисленные некредитные финансовые организации являются субъектами Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2015 г. Согласно требованиям указанного Федерального закона перечисленные организации обязаны идентифицировать своих клиентов и проводить мониторинг их операций.

Периодичность представления новой отчетности – ежемесячно. Первым отчетным периодом был сентябрь 2015 года. Срок представления отчетности об операциях с денежными средствами – не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным. Однако, МФО, КПК, в том числе сельскохозяйственные КПК, ломбарды, предоставившие за квартал займы на сумму менее 7 млн. 500 тыс. рублей, до 1 февраля 2016 года представляли отчетность об операциях с денежными средствами исключительно по запросу Банка России в срок и за период, указанный в запросе Банка России. Но уже с 1 февраля 2016 года (начиная с отчетности за февраль 2016 года) отчетность об операциях с денежными средствами представлялясь указанными организациями по общим правилам.

Кодирование операций с денежными средствами

В течение августа и сентября 2015 года вышеперечисленные НФО обязаны были провести кодирование операций с денежными средствами и утвердить порядок фиксирования кодов видов операций в документах, формируемых на бумажных носителях и (или) в электронном виде.

Код присваивается следующим видам операций с денежными средствами:

1. операции, совершенные с использованием банковских счетов организаций и зафиксированные в расчетных (платежных) документах, выписках из лицевых счетов по банковским счетам организаций (российские и валютные операции);

2. операции с наличными денежными средствами, проведенными через кассу организаций.

Требования рассматриваемого Указания №3719-У не распространяются на операции с денежными средствами, отражаемые на счетах по депозитам НФО.

Кодирование операций должно осуществляться на основе первичных документов:

– контрактов (договоров, соглашений, счетов, иных документов, являющихся основанием для проведения операций) (или их копий, выписок из них),

платежных документов,

– выписок из лицевого счета по банковским счетам организаций, полученных от кредитной организации,

– кассовых документов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Структура отчетности

Отчетность №0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций» состоит из двух разделов:

Раздел 1. Операции, совершенные с использованием банковских счетов.

1.1. Виды и суммы операций, совершенных по банковским счетам.

1.2. Структура операций с нерезидентами, совершенных по банковским счетам НФО, по странам нерезидентов-клиентов.

1.3. Структура трансграничных операций, совершенных по банковским счетам НФО, по странам банков-нерезидентов.

Раздел 2. Операции, проведенные через кассу.

2.1. Виды и суммы операций, проведенных через кассу.

2.2. Структура операций с нерезидентами, проведенных через кассу, по странам нерезидентов-клиентов.

В Разделе 1 отражается информация о списании и зачислении денежных средств по банковскому счету. Раздел 1 составляется отдельно по каждой кредитной организации (каждому филиалу кредитной организации), в которой (котором) открыт банковский счет (открыты банковские счета) организации, по которому (которым) в отчетном периоде совершались операции.

Если на дату составления Отчета организацией не получена информация о клиенте, необходимая для формирования Раздела 1 Отчета, сведения об операции включаются в пункт 1.1.6 Раздела 1 Отчета исходя из осуществления операции с неустановленным лицом.

Если при поступлении денежных средств на банковские счета организации на момент составления Отчета организация не располагает всей информацией, подлежащей отражению в данных по операциям и используемой для составления Отчета (не получены все необходимые документы, связанные с проведением указанных операций), в целях формирования Отчета указывается код «00000» в графе 1.

В Разделе 2 – информация о выдаче денежных средств из кассы и о внесении средств в кассу.

Основные правила составления и представления отчетности НФО

Отчет составляется и представляется в целом по организации, включая данные по всем филиалам и иным обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации.

В случае отсутствия данных по отдельным показателям Отчета соответствующие строки, графы, разделы Отчета не заполняются.

Данные указываются в тысячах единиц соответствующей валюты, с тремя знаками после запятой (с округлением по математическому методу).

Рекомендации Банка России по составлению ежемесячной отчетности НФО

24 марта 2016 года в Вестнике Банка России было опубликовано информационное письмо Банка России от 17 марта 2016 года №ИН-014-12/13 «Об обобщении практики применения НФО — участниками рынка микрофинансирования указания ЦБ РФ от 09.07.2015 г. №3719-У «Об отчетности НФО об операциях с денежными средствами». В письме Банк России ответил на основные шестнадцать вопросов некредитных фиансовых организаций по составлению рассматриваемой отчетности. Рассмотрим каждый из вопросов более подробнее.

1. Какими нормативными актами следует руководствоваться при определении статуса клиента организации — плательщика (получателя) безналичных денежных средств или вносителя (получателя) наличных денежных средств как резидента или нерезидента, а также при заполнении идентификационных сведений о клиенте?

Определение понятий «резидент» и «нерезидент» содержится в пунктах 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». На основании пункта 4.5 приложения 2 и пункта 2.5 приложения 3 к Указанию Банка России от 09.07.2015 N 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» (далее — Указание Банка России N 3719-У) идентификационные сведения о клиенте следует заполнять с учетом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ). Перечень сведений, которые микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам и ломбардам (далее при совместном упоминании — организации) следует установить в целях идентификации клиента, определен подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и принятым в соответствии с ним Положением Банка России от 12.12.2014 N 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение Банка России N 444-П).

2. В каких случаях при осуществлении организациями операций с денежными средствами не требуется проведение идентификации или упрощенной идентификации клиентов — физических лиц?

Случаи, когда идентификация клиента — физического лица не проводится, установлены пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а также пунктом 2.7 Положения Банка России N 444-П. В целях Указания Банка России N 3719-У в отношении клиентов — физических лиц, на которых не распространяются требования идентификации, установленные Федеральным законом N 115-ФЗ и Положением Банка России N 444-П, в данных об операциях, установленных в приложениях 2 и 3 к Указанию Банка России N 3719-У (далее — данные об операциях), организациям рекомендуется фиксировать имеющиеся в их распоряжении сведения, необходимые для формирования отчетности по форме 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций», установленной в приложении 4 к Указанию Банка России N 3719-У (далее — Отчет); а именно статус (резидент/нерезидент) и код типа («ИП», «ФЛ») клиента, а также цифровой код страны места его регистрации в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (при наличии информации).

3. Организацией предоставлен займ физическому лицу. При этом денежные средства физическому лицу организацией не выдаются, а по поручению физического лица перечисляются в безналичном порядке в пользу иного лица в оплату товаров (услуг), проданных (оказанных) физическому лицу — заемщику этим иным лицом, либо в счет предоставления электронных денежных средств. Каким образом отражаются сведения об этом переводе в данных об операциях?

Для кодирования указанной операции рекомендуется использовать:

  • для микрофинансовой организации — код вида операции 04010 «Расчеты с клиентами по микрозаймам, иным предоставленным (в том числе потребительским) займам, за исключением кода вида операции 04015»;

  • для кредитного потребительского кооператива, в том числе сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива — код вида операции 05110 «Расчеты, связанные с предоставлением займов, выдачей денежных авансов членам кредитного потребительского кооператива (пайщикам, ассоциированным членам кооператива), за исключением кода вида операции 05115».

В данных об операциях на основании пункта 4 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У приводятся сведения о получателе денежных средств, который предоставил физическому лицу — заемщику товары и (или) оказал услуги и на банковский счет которого организация переводит денежные средства, в том числе в соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У, — код типа клиента «ПФЛ». В соответствии с абзацем пятым пункта 5 Порядка составления и представления Отчета, установленного в приложении 4 к Указанию Банка России N 3719-У (далее — Порядок составления Отчета), указанные операции, отраженные в данных об операциях с кодом типа клиента «ПФЛ», включаются в пункт 1.1.3 «Операции с резидентами — физическими лицами» раздела 1 Отчета.

4. Какой код вида операции следует использовать при поступлении на банковский счет или в кассу организаций денежных средств в счет погашения задолженности по выданному организациями займу (основного долга и (или) начисленных процентов), а также денежных средств в виде штрафов и иных платежей, предусмотренных договором займа?

Для кодирования поступления на банковский счет или в кассу организаций денежных средств в счет погашения задолженности по выданным организациями займам (основного долга и (или) начисленных процентов), а также в счет уплаты заемщиками штрафов и иных платежей, предусмотренных договором займа, рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовых организаций — 04010 «Расчеты с клиентами по микрозаймам, иным предоставленным (в том числе потребительским) займам, за исключением кода вида операции 04015»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05110 «Расчеты, связанные с предоставлением займов, выдачей денежных авансов членам кредитного потребительского кооператива (пайщикам, ассоциированным членам кооператива), за исключением кода вида операции 05115»;

  • для ломбардов — 06010 «Расчеты по займам, выданным ломбардом заемщикам».

5. Какой код вида операции следует использовать при кодировании операции по выдаче наличных денежных средств сотрудникам организаций под отчет?

Учитывая, что расчеты (выдача/возврат) по подотчетным суммам осуществляются между организациями и их работниками, в целях учета операций с денежными средствами и составления Отчета такие операции рекомендуется отражать по кодам видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04850 «Выплаты микрофинансовой организацией денежных средств на основании трудового договора»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05850 «Выплаты кредитного потребительского кооператива на основании трудового договора»;

  • для ломбардов — 06850 «Выплаты ломбарда на основании трудового договора».

6. Какой код вида операции следует использовать при кодировании выплат на основании заключенных организациями с физическими лицами гражданско-правовых договоров, связанных с использованием их личного труда?

При осуществлении организациями выплат физическим лицам, привлекаемым для оказания услуг (выполнения работ) на основании гражданско-правовых договоров, связанных с использованием их личного труда, в целях учета операций с денежными средствами и составления Отчета рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовых организаций — 04850 «Выплаты микрофинансовой организацией денежных средств на основании трудового договора»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05850 «Выплаты кредитного потребительского кооператива на основании трудового договора»;

  • для ломбардов — 06850 «Выплаты ломбарда на основании трудового договора».

7. Какой код вида операции следует использовать для кодирования выплат организаций работнику в счет возмещения затрат работника в случае направления его в служебную командировку?

Для кодирования расходов организаций, связанных с направлением работников в служебные командировки, в целях учета операций с денежными средствами и составления Отчета рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовых организаций — 04850 «Выплаты микрофинансовой организацией денежных средств на основании трудового договора»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05850 «Выплаты кредитного потребительского кооператива на основании трудового договора»;

  • для ломбардов — 06850 «Выплаты ломбарда на основании трудового договора».

8. Какой код вида операции следует использовать для кодирования операции по уплате организациями государственной пошлины в связи с взысканием организациями долга с должника в судебном порядке?

Для кодирования операции по уплате организациями государственной пошлины при взыскании долга в судебном порядке рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью микрофинансовой организации, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 04010 — 04910»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью кредитного потребительского кооператива, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 05010 — 05910»;

  • для ломбардов — 06990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью ломбарда, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 06010 — 06910».

9. Какой код вида операции следует использовать при кодировании осуществляемой по решению суда в рамках исполнительного производства операции погашения должником добровольно (не через судебного пристава-исполнителя) своей задолженности перед организациями по договору займа?

Для кодирования осуществляемой по решению суда операции погашения задолженности должника перед организациями по договору займа, независимо от порядка погашения (добровольно или принудительно в результате совершения исполнительных действий), рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовых организаций — 04910 «Расчеты, связанные с взысканием денежных средств по решению судебных органов»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05910 «Расчеты, связанные с взысканием денежных средств по решению судебных органов»;

  • для ломбардов — 06910 «Расчеты, связанные с взысканием денежных средств по решению судебных органов».

10. Как в данных об операциях и в Отчете отражаются операции по выдаче заработной платы физическим лицам — сотрудникам организаций, а также физическим лицам, привлекаемым для оказания услуг (выполнения работ) на основании гражданско-правовых договоров, связанных с использованием их личного труда, осуществляемые путем перечисления денежных средств на банковские счета этих физических лиц, открытые кредитными организациями на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием платежных (банковских) карт?

Исходя из требований абзацев второго и пятого пункта 2 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У при списании денежных средств с банковского счета организаций на основании платежного поручения, платежного требования на общую сумму с реестром с целью выплаты денежных средств на основании трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера физическим лицам, обслуживаемым одной кредитной организацией (одним филиалом кредитной организации), в том числе при осуществлении выплаты заработной платы посредством зачисления кредитной организацией средств на банковские счета физических лиц, открытые на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием платежных карт, в данных об операциях в соответствии с пунктами 2 — 5 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У могут указываться сведения об операции на общую сумму, а в составе сведений, указанных в пункте 4 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У — сведения о кредитной организации (филиале кредитной организации), где открыты счета этих физических лиц. Таким образом, при отражении в данных об операциях выплат заработной платы, осуществляемых путем перечисления денежных средств на банковские счета физических лиц, открытые кредитными организациями на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием платежных (банковских) карт, в виде одной операции на общую сумму. Для кодирования операции рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовых организаций — 04850 «Выплаты микрофинансовой организацией денежных средств на основании трудового договора»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05850 «Выплаты кредитного потребительского кооператива на основании трудового договора»;

  • для ломбардов — 06850 «Выплаты ломбарда на основании трудового договора»;

В соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Указанию Банка России N 3719-У указываются сведения о кредитной организации (филиале кредитной организации), в которой (котором) открыты счета физических лиц, в том числе код типа клиента «ПФЛ». В соответствии с абзацем пятым пункта 5 Порядка составления Отчета указанные операции, отраженные в данных об операциях с кодом типа клиента «ПФЛ», включаются в пункт 1.1.3 «Операции с резидентами — физическими лицами» раздела 1 Отчета.

11. Какие коды видов операций следует использовать для кодирования операций по перечислению сумм удержанного налога на доходы физических лиц с заработной платы работников организаций, а также по перечислению денежных средств во внебюджетные фонды?

Для кодирования операций по расчетам организаций с бюджетом по налогам и сборам, в том числе операций по переводу налоговым органам удержанных налогов на доходы физических лиц, по переводу денежных средств в государственные внебюджетные фонды рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью микрофинансовой организации, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 04010 — 04910»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью кредитного потребительского кооператива, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 05010 — 05910»;

  • для ломбардов — 06990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью ломбарда, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 06010 — 06910».

12. Какой код вида операции следует использовать при кодировании операции поступления в пользу организаций средств целевого финансирования из бюджета (возврате в бюджет этих средств)?

Для кодирования операции, связанной с поступлением в пользу организаций средств целевого финансирования из бюджета (возврате этих средств в бюджет), рекомендуется использовать коды видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью микрофинансовой организации, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 04010 — 04910»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05990 «Прочие расчеты, связанные с деятельностью кредитного потребительского кооператива, включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам, не указанные по кодам видов операций 05010 — 05910».

При этом в пункте 4 данных об операциях, приведенных в приложении 2 к Указанию Банка России N 3719-У, указываются сведения о плательщике (получателе) денежных средств — Федеральном казначействе, в том числе в подпункте 4.2 — код типа клиента «ЮЛ».

13. Какой код вида операции следует использовать при кодировании расчетов по займу, полученному микрофинансовой организацией от физического лица, не являющегося учредителем (членом, участником, акционером) микрофинансовой организации?

Для кодирования операций с денежными средствами, связанных с получением (возвратом, выплатой процентов и иных платежей) по займу, полученному микрофинансовой организацией от физических лиц, на которых не распространяются ограничения, установленные в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», за исключением физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации, рекомендуется использовать код вида операции 04525 «Расчеты микрофинансовой организации с физическими лицами, связанные с привлечением (возвратом) денежных средств на основании договора займа».

14. Каким образом следует отражать в данных об операциях и Отчете операции по внесению наличных денежных средств из кассы организаций на их банковский счет и снятию наличных денежных средств с банковского счета организаций для пополнения их кассы?

Операцию по зачислению наличных денежных средств на банковский счет организаций из их кассы рекомендуется отражать в данных об операциях, проведенных через кассу организаций (после списания денежных средств со счета «Переводы в пути»), и в данных об операциях, совершенных с использованием банковских счетов организаций, с использованием кодов видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04810 «Внесение наличных денежных средств из кассы микрофинансовой организации на ее банковский счет»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05810 «Внесение наличных денежных средств из кассы кредитного потребительского кооператива на его банковский счет»;

  • для ломбардов — 06810 «Внесение наличных денежных средств из кассы ломбарда на его банковский счет».

В этом случае в Отчете указанная операция будет отражена как в пункте 1.1.1 подраздела 1.1 Раздела 1 «Виды и суммы операций, совершенных по банковским счетам некредитной финансовой организации» по графе «зачисление», так и в пункте 2.1.1 подраздела 2.1 Раздела 2 «Виды и суммы операций, проведенных через кассу некредитной финансовой организации» по графе «выдано из кассы».

Операцию по снятию денежных средств с банковского счета организаций для пополнения их кассы рекомендуется отражать в данных об операциях, совершенных с использованием банковских счетов организаций, и в данных об операциях, проведенных через кассу организаций, с указанием кодов видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04820 «Снятие наличных денежных средств с банковского счета микрофинансовой организации для пополнения ее кассы»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05820 «Снятие наличных денежных средств с банковского счета кредитного потребительского кооператива для пополнения его кассы»;

  • для ломбардов — 06820 «Снятие наличных денежных средств с банковского счета ломбарда для пополнения его кассы».

В этом случае в Отчете указанная операция будет отражена как в пункте 1.1.1 подраздела 1.1 Раздела 1 «Виды и суммы операций, совершенных по банковским счетам некредитной финансовой организации» по графе «списание», так и в пункте 2.1.1 подраздела 2.1 Раздела 2 «Виды и суммы операций, проведенных через кассу некредитной финансовой организации» по графе «внесено в кассу».

15. Подлежат ли отражению в Отчете операции по передаче наличных денежных средств между кассами головного офиса и филиалов организаций?

Организациям рекомендуется не отражать в данных об операциях, проведенных через кассу организаций, и разделе 2 Отчета операции по движению наличных денежных средств между обособленными подразделениями организаций.

16. Подлежат ли отражению в Отчете операции с наличными денежными средствами, учитываемые на счетах инкассированных наличных денег, открываемых организациям в аналитическом учете кредитной организации для учета наличных денежных средств до их зачисления на банковские (расчетные) счета организаций?

Организациям рекомендуется не отражать в данных об операциях и Отчете операции по счетам инкассированных наличных денег, открываемым организациям в аналитическом учете кредитной организации для учета наличных денежных средств до их зачисления на банковские (расчетные) счета организаций, а также остатки по счетам инкассированных наличных денег.

Соответственно, в указанных случаях в данных об операциях и Отчете будут отражены только операции по зачислению денежных средств на банковский (расчетный) счет организаций с использованием кодов видов операций:

  • для микрофинансовой организации — 04810 «Внесение наличных денежных средств из кассы микрофинансовой организации на ее банковский счет»;

  • для кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, — 05810 «Внесение наличных денежных средств из кассы кредитного потребительского кооператива на его банковский счет»;

  • для ломбардов — 06810 «Внесение наличных денежных средств из кассы ломбарда на его банковский счет».

30 суток до начала действия Приказа.

Меньше, чем через месяц, ломбардный бизнес перейдёт на новую схему МСФО. Начиная с нового года, точнее с 1 января 2018 года, по приказу Центрального Банка начнётся индикативный процесс перехода ломбардного бизнеса на новые счета ЕПС и ОСБУ.

Это позволит бизнесу, организациям в области ломбарда, организованно перейти на новую схему бухгалтерской отчётности. Старт уже близко. Представители Центрального Банка России считают, что для выявления неточностей новой схемы работы, ряд организаций, работающие в ломбардном бизнесе будут переведены на новую модель отчётности. Участники, которые составляют костяк фокус-группы будут под постоянным контролем Центробанка, который окажет методологическую и техническую помощь в освоении новой программы перехода на счета ОСБУ.

Участники будут информированы о новой методике расчёта, также будет оказана профессиональная помощь сотрудниками Центрального Банка РФ. Никаких санкций за допущенные ошибки и недочёты не будет для участников фокус-группы. Первоначально предполагалось, что участниками фокус-группы станут только лидеры ломбардного бизнеса. Недавно Центральный Банк РФ утвердил список из 200 организаций, которые представляют как лидеров, так и малоизвестные компании. Примечательно, что ЦБ РФ включил в список МФО и КПК, которые также будут переведены на МСФО.

Нужен ли опыт МФО и КПК

Сроки перехода на новые счета давно обозначены для участников рынка НФО. Первыми на старт выйдут страховые компании, которые уже с 1 июля 2017 года перейдут на новую схему отчётности. Эксперты страхового бизнеса утверждают, что страховые компании столкнулись с трудностью перевода информации в ЕПС. Работа проводится вручную, а это трудоёмко и затратно, но так как сроки введения установлены окончательно, страховщики в авральном режиме переводят бизнес на новые планы счетов.

Микрофинансовые компании, а также кредитно-потребительские кооперативы шестой месяц подряд участвуют в индикативном периоде перехода, где уже столкнулись с некоторыми трудностями: Стандарты ОПС оказались сложными, а, следовательно, появились сложности с обработкой бухгалтерской отчётности. Переработка поступающего объёма информации затрудняет оперативное выполнение операций, а, следовательно, увеличивается работа бухгалтерии микрофинансовой организации и КПК.

Некоторые моменты методики разрабатывания стандартов затрагивают общие тематики бухгалтерской отчётности, но не вносят конечные или итоговые результаты в соответствующие пункты бухгалтерской документации по отчёту. В итоге, некоторые темы отчётности раскрывают не общие показатели по некоторым параметрам, а указывают на возможную финансовую стабильность, а это при явных проблемах финансовой отчётности в МФО.

Программное сопровождение

С программным сопровождением возникают трудности. Достоверно известно, что передовые IT-компании, являющиеся подрядчиками у ЦБ РФ до сих пор разрабатывают ПО. Вместе с этим, 22 февраля 2017 года прошло совместное заседание Центрального Банка РФ и ИТ-вендоров, где было документально заверено, что стоимость нового программного сопровождения будет максимум 30 тысяч рублей.

На заседании выяснился факт и в то же время вопрос- в каждом ли офисе ломбарда устанавливать ПО. Мнения на этот счёт разделились, центральный Банк РФ склоняется к тому, чтобы программное сопровождение было установлено только в головных офисах или у главных игроков ломбардного бизнеса. Окончательное решение будет принято к концу индикативного периода тестирования новых счетов.

Недавно состоялся Межотраслевой форум на тему «Новации в схеме регулирования рынка некоммерческой, финансовой отрасли и разрабатывания отчётности НФО: плановый переход на план по счетам типа ЕПС, XBRL, опыт внедрения». Представитель Центробанка Станислав Короп, возглавляющий управление информационно-аналитического департамента сбора и отчётности НФО при Центробанке России заявил, что регулятор не собирается менять сроки перехода на новую схему отчётности. Переход на единый рабочий формат отчётности, по схеме XBRL будет реализован согласно утверждённого графика, предприятия технически готовы внедрить новые программы уже с 1 января 2018 года.

Сохранится ли упрощенка

Раньше было озвучено, что в некоммерческой финансовой сфере будет сохранена упрощённая схема налогообложения. До сих пор не разработаны и не утверждены методики работы предприятий как по упрощенке, так и по схеме налогообложения. Присутствующий на форуме, руководитель Национального союза ломбардов России Алексей Лазуткин напомнил, что регулятор еще в 2014 году ввёл новый формат отчётности для одного ломбарда России.

Схема отчётности, тогда имела 1500 листов, из них только 6 листов содержали конкретную, информационную базу показателей бухгалтерии предприятия. Чуть позже, Центральный Банк оптимизировал и сократил бумажную волокиту отчётности с переходом на ЕПС и ОСБУ, учитывая действовавшие «сырые» стандарты.

Участники рынка ломбардов предупреждают Центральный Банк, что если в больших городах, ломбардный бизнес, скрепя зубами перейдет на новые счета, то в малых населённых пунктах закроется до 90-95% ломбардов и будут ущемлены права малообеспеченных слоёв народа, которые потеряют право доступа к получению заёмных средств.

Участники форума напомнили, что первоначально Центральный Банк предлагал коробочное решение для ломбардного бизнеса, для перехода на новую схему отчётности с 1 января 2019 года или безболезненный вариант перехода. После некоторого промежутка времени, Центральный банк решил изменить позицию, и предложил участникам рынка самостоятельно «изобретать велосипед»,наблюдая на примере внедрения подпрограммных сопровождений, где ноша легла на ломбардный бизнес, а регулятор остался только командовать, а не помогать.

Что делать ломбардным бухгалтериям и как вести учет в новых реалиях

Как бы не возмущались, индикативный процесс запущен, и ломбардный бизнес смирился с новыми экономическими требованиями. Начиная с 1 января 2018 года, база собственного бизнеса, которая зафиксирована на 31 декабря 2017 года, вносится в новую программу. Чтобы не было проблем с переводом на новую базу, позаботьтесь о методологии перехода на новые счета. Нормальным вариантом с чего начать, станет ведение учётной политики. В течение 2018 года ломбардный бизнес фиксирует личные сведения в новых формах отчёта и к концу 2018 года готовится основательно для перехода на ПБУ и ОСП. С 2019 года бизнес работает по новым правилам учётной и отчётной политики, которую разработал ЦБ РФ. Бухгалтерам нужно также помнить, что кроме новых стандартов учета ЕПС и ОСП, вводятся новые программы учета рабочего плана счетов, а также сравнительной таблицы, предусмотренной для старых и новых планов счетов, ввода и проверки новых планов первичных учётных актов, шаблоны регистров и стандартные типовые сопровождения. Некоммерческие, финансовые организации в 2017 году ежеквартально, через личные саморегулируемые объединения и профессиональные ассоциации предоставляют отчётные сведения об индикативном переходе на новые счета.

Сведения включают в себя:

  • сведения о полной готовности и наличии специального программного сопровождения;
  • о частичной или полноценной готовности для предприятий внутренних, рабочих, производственных стандартов и бухгалтерских экономических регламентов;
  • о явной подготовленности требуемого уровня подготовки главных показателей для параметров вступительного бухгалтерского баланса на 01 января 2018 года с фиксацией даты формирования отчёта — 31 декабря 2017 года;
  • о действующей подготовке управляющего персонала к плановому переходу: проводится переподготовка персонала по счетам учётной политики — ОСБУ и ЕПС.

Нужен ли банкам новый формат отчётности — МСФО

Этот вопрос остаётся открытым, но вместе с этим, Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что Госдума может в ближайшее время отменить на законодательном уровне отчётность по планам учётной политики МСФО и обязательное прохождение аудиторского контроля для банков с базовой лицензией.

В случае, если законодательный акт будет одобрен и принят в ближайшее время, то часть коммерческих банков с лицензией исключат из единой схемы бухгалтерии по международным регламентным стандартам. Но, ломбарды, у которых оборот составляет 1 млн. рублей и 1 или 2 офиса, обязаны работать по новым европейским стандартам бухгалтерской отчётности.

Почему безмолвствуют ломбарды

Участники ломбардного бизнеса скептически относятся к тому, что предлагает Центральный Банк. Вместе с этим, недоумевают, для чего небольшим ломбардам внедрять международную схему бухгалтерской отчётности. Владельцы ломбардного бизнеса не уверены, что новая схема отчётности в бухгалтерии будет понятна, например, инвестору из США или Канады.

Странная позиция ЦБ РФ по отношению к небольшим банкам, которые больше чем ломбарды, но для них не установлены новые международные правила бухгалтерской отчётности. Подытожив информацию,скажем, что ломбардный бизнес ни морально, ни физически не готов перейти на ЕПС, равно как и выполнять другой приказ ЦБ РФ 3073-У, который создает риски на некоммерческом, финансовом рынке.